Philologia.ru >> Приглашение к сотрудничеству
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Дорогие учителя!

Сейчас предлагается много хороших и разных программ. Можно выбрать историко-хронологический подход, можно – проблемный, или тематический, или жанровый... - что ближе. Однако сложность в том, что, выбрав одно, приходится оставлять в стороне все другие подходы: необъятного объять нельзя. И, как правило, времени не хватает именно на работу с текстом.

Вторая проблема, которая волнует многих и давно обсуждается – как совместить изучение русского языка и литературы, грамматический разбор и разговор о смысле художественного текста, об авторской идее. И хотя опыты создания интегративных курсов есть, ответ пока такой: «В одну телегу впрячь не можно...».

И третье. В свое время Л.В. Щерба предостерегал литературоведов от опасности "рассуждать об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста". А что значит "правильно вычитывать"? И как этому научиться? Одно из самых важных умений в этом деле - "осознать и использовать для толкования все лингвистические указания текста" (В.П. Григорьев).

Вот для всего этого, и многого другого, мы пытаемся приспособить решение задач. Задача - как бы "клеточка" любого познания, ее форма универсальна. Материал для работы - небольшие по объему тексты, и здесь уместна аналогия с сельским хозяйством: можно распахивать все новые и новые площади, не особенно заботясь об удобрениях и прополке (экстенсивный подход), а можно тот же урожай получить на небольшом участке, если вложить силы в его обработку (интенсивный способ). Мы выбираем второе - работу не "вширь", а "вглубь" текста. Чуть подробнее о специфике предлагаемых задач рассказано здесь, а совсем детально - в нашей статье "Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр".

Материалы сайта могут пригодиться преподавателям литературы, словесности, риторики и т.д. в школах, гимназиях, лицеях и т.п., и имеют целью облегчить их профессиональную жизнь. Задачи помогут (надеемся) научить анализировать тексты, извлекать заложенную в них информацию и адекватно понимать.

Мы просим учителей «обкатывать» задачки в НЕдистантном учебном процессе и сообщать свои впечатления, а также присылать тексты, которые нуждаются в дополнительном анализе с точки зрения их понимания. Это могут быть фрагменты учебников, спорные случаи оценки творческих работ, конкурирующие интерпретации одной и той же цитаты - в общем, любые непонятные ученикам тексты. Единственное ограничение - объем: фрагменты не должны быть слишком большими.

Пожалуйста, пишите philologia@pochtamt.ru

 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster