1. Страна Ошиблика // Русский язык в школе, 1992, № 1, 3. 0,5 п.л.

2. Новое в технологии «медленного чтения» прозаического текста. Деп. Авт. свидетельство № 1119 от 24.10.95. 1 п.л.

3. Рецензия на издание: Г.Г. Граник и др. «Карточки по русскому языку» // Русский язык в школе, 1996, № 5. С. 105. 0,2 п.л.

4. Секреты грамотного письма // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 1996, №18–19. 0,3 п.л.

5. Об основных понятиях концепции гуманитарного образования // Гуманитарное образование в гимназии: Проблемы, концепции. М.,1996. С.64–101 (соавт. Митрофанов К.Г.) 1 п.л.

6. К обоснованию единого курса словесности // Гуманитарное образование в гимназии: Проблемы, концепции. М., 1996. С. 111–121 0,5 п.л.

7. Вычерпывание смысла // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 1997, № 26. 0,5 п.л.

8. Синергетическая модель преподавания словесности // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе: Материалы Школы молодых лингвистов. В 2-х вып. Вып.2. М.; Пенза, 1997. С. 44–46. 0,2 п.л.

9. Словесность и синергетика // Мир образования, 1997, №5. 1 п.л.

10. Обзор изд.: Русский язык в конце ХХ столетия. М., 1996. // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 1997, № 40. 0,2 п.л.

11. Как научиться понимать художественный текст // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 1997, № 26 (соавт. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая). 0,5 п.л.

12. Современный или устаревший? // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 1998, № 5. 0,5 п.л.

13. О преемственности в обучении русскому языку // «Учительская газета», 1998, № (соавт. Г.Г. Граник) 0,2 п.л.

14. Как научиться понимать художественный текст // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 1999, № 15 (соавт. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая) 0,7 п.л.

15. Литература. 8–11 кл.: Задачник-практикум (Сер.: Учимся понимать художественный текст) // М.: НПО «Образование от А до Я», 1999 (соавт. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая). 14 п.л.

16. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 кл. // М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 352 с. (соавт. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая). 15 п.л.

17. Самодостаточная филологическая задача как учебный жанр // Русская словесность, 2000, № 3. С. 40–44; № 4. С. 36–40. http://www.classes.ru/philology/SShapoval2.htm 1 п.л.

18. Диспозиция // «Русский язык»: Прил. к газ. «Первое сентября», 2000, № 16. С. 14. 0,5 п.л.

19. Общение с книгой // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 25-27 октября 2000 г.: Тезисы докладов / Отв. ред. А.А. Бодалев. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. С. 86–88 (соавт. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая). 0,2 п.л.

20. Поговорим об интуиции // Русская словесность, 2001, № 3. С. 36–39. 0,3 п.л.

21. Что такое понимание; Мышление и язык // Центр развития межличностных коммуникаций. О русском языке. Нескучные уроки. Психолингвистика. URL: http://www.ruscenter.ru/105.html 1 п.л.

22. Проблемы отбора предметного содержания учебных задач для образовательной области «Филология». URL: http://www.philology.ru/marginalia/sshapoval1.htm (2002). 1 п.л.

23. К оправданию «фрагмента» // Русская словесность, 2003, № 2. С. 5-9. 0,5 п.л.

24. К проблеме критериев оценивания школьного сочинения // Русская словесность, 2003, № 3. С. 22-28. 0,5 п.л.

25. Анализ художественного текста // Большая школьная энциклопедия. Т. 2. Гуманитарные науки. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. С. 337-354. 2 п.л.

26. Мини-центон, или Еще один способ научиться отличать ямб от хорея // Русская словесность, 2003, № 5. С. 29-32. 0,35 п.л.

27. Центон, или Одно ваше из двух чужих // Русский язык и литература для школьников, 2003, № 4. С. 40-43. 0,3 п.л.

28. Анализ текста: ориентация на получателя речи // Русский язык и литература для школьников, 2004, № 3. С. 7-14. 0,425 п.л.

29. Словарные статьи: Аллюзия, Двоемыслие, Дискурс, Импликация, Канцелярит, Манипулирование языковое, Нарратив, Новояз, Пресуппозиция, Эвфемизм // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЭР СЭ, 2005. Т. 1. Общая психология. Т. 3. Социальная психология. 0,5 п.л.

30. Словарные статьи: Виды речи, Психолингвистика, Речевой акт, Речь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЭР СЭ, 2005. Т. 1. Общая психология (соавт. А.А. Леонтьев). 0,2 п.л.

31. Словарная статья: Граник Г.Г. // Психологический лексикон. История психологии в лицах. Персоналии. М.: ПЭР СЭ, 2005 (соавт. Л.А. Карпенко). 0,3 п.л.

32. Библиопсихология и эстетическое восприятие // Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л Карпова, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. С. 43–54. 0,75 п.л.

33. Проблема отбора предметного содержания учебных задач для образовательной области «Филология» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып. 5. Т. 1. М.: МГПИ, 2006. 0,8 п.л.

34. Проблема индивидуализации / персонализации обучения при построении школьного учебника // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. ст. Вып.6. Т. 2. М.: МГПИ, 2007. С. 52–57. 0,3 п.л.

35. О некоторых типичных ошибках авторов // Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. М.: МИОО, 2007. С. 25–36. 0,5 п.л.

36. Задачный метод в обучении пониманию текста // Задача – единица обучения, деятельности и общения (задачный подход в образовании): Монография / под общ. ред. И.А. Зимней / ред.-сост. С.А. Чопчиян. М.: Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2007. С. 131–149. 1 п.л.

37. «Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом…» (Д.С. Лихачев): К вопросу о формировании филологического мышления // Наследие Д. С. Лихачева в культуре и образовании России: Сб. материалов научн.-практ. конф. (Москва, 22 ноября 2006 г.) В 3-х т. Т. 2. М.: МГПИ, 2007. С. 205–209. 0,3 п.л.

38. Обучение пониманию текста с помощью филологических задач // Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / под науч. ред. Г.Г. Граник. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. С.123–143. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702306. 1 п.л.

39. Через призму опасной профессии. Рец. на кн: Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск, 2006. // Вестник МНАПЧАК (Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике), 2007, № 2 (25). С.82–87. (Соавт. Г.Г. Граник). URL: http://rus.glau.kr.ua/images/vestnik022507.pdf 0,5 п.л.

40. Русский язык в функциональном аспекте: Текстовый материал с объяснениями и комментариями // М.: Изд-во МИОО, 2007. 4 п.л.

41. Типы учебных задач «на понимание текста»: О задачах лингвистических, семантических и филологических // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. М.: МИОО, 2008. С. 23-35. 0,5 п.л.

42. «Чужое слово» как предмет лингвистической работы // Лингвистическое развитие школьников: сб. научно-методических материалов. М.: МИОО, 2008. С. 29-39. 0,5 п.л.

43. Вопрос о границах «допустимого» в интерпретации художественного текста // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. статей. Вып. 7. Т.2. М.: МГПИ, 2008. С. 86-90. 0,3 п.л.

44. Задания по истории языка как филологические задачи // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. М.: МИОО, 2008. С. 43-53. URL:

http://www.philology.ru/linguistics2/shapoval_s-08.htm 0,4 п.л.

45. К определению границ «коридора понимания» текста одностишия // Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г. М., 2008. С. 493–495. 0,1 п.л.

46. Международная конференция по когнитивной науке // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 183–185. 0,25 п.л.

47. Психологическое содержание умения понимать текст в составе коммуникативной компетенции // «Психология и современное российское образование» (Москва, 8–12дек. 2008 г.): Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 389–391. 0,3 п.л.

48. Диагностика понимания текста с помощью методики Г.Г. Граник «Расшифруй предложение» // Методики диагностики творческих способностей школьников в образовательных учреждениях, работающих с одаренными детьми: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. докт. психол. наук, проф. Д.Б. Богоявленской. М: Арманов-центр, 2009. С. 146–174. 1,5 п.л.

49. Методика «вычерпывания смысла» как метод работы с подтекстом // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. статей. Вып.8. Т. 2. М.: МГПИ, 2009. С. 112-115. 0,3 п.л.

50. Проблема распознавания абсурдного интернет-сообщения // Понимание в коммуникации: сб. статей 4-й междисциплинарной конференции: в 2-х тт. / Сост. и предисл. Е.Г. Борисовой. Т. 2. М.: МГПУ, 2009. С. 230-239. 0,5 п.л.

51. Умение понимать художественный текст в его отношении к универсальным учебным действиям // Русская классическая литература: современное прочтение и методика изучения. М: МИОО, 2009. С. 195–207. 0,5 п.л.

52. О жанре «ситуационной» учебной задачи в филологическом образовании // «Камень, который презрели строители»: Культурно-историческая теория и социальные практики / Сборник тезисов Десятой международной конференции «Чтения памяти Л.С. Выготского». М., РГГУ, 2009. С. 328–330. 0,2 п.л.

53. Психолого-педагогические требования к материалам для оценивания образовательных результатов по литературе // Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27–29 января 2010 г.): Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. С. 178–179. 0,3 п.л.

54. Исследование структуры психологического знания и анализ научного вклада отечественных учёных в развитие основных направлений психологии языка и речи // ПИ РАО, РГНФ, проект № 09-06-00596а URL: http://www.pirao.ru/ru/news/detail.php?ID=5772 1 п.л.

55. Методика «вычерпывания смысла» в применении к поэтическим фрагментам // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. В 2 т. Вып. 9. М: МГПИ, 2010. С. 186–192. 0,35 п.л.

56. Рассказы о рассказчике как предмет когнитивного анализа // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск, 22–26 июня 2010 г. Томск: Томский государственный университет, 2010. Т. 2. С.587–588. URL: http://cogsci2010.ru/default.aspx?l=r 0,1 п.л.

57. Работа с рамочными компонентами на уроках русского языка // Лингвистический компонент обучения в средней школе: теория и практика. Вып. 1. Сб. статей НМЛ МИОО «Языкознание для всех» и школ сети ГЭП. М.: МИОО, 2010. С. 78–89. 0,5 п.л.

Тот же текст: // Русский язык в школе, 2010, № 9. С. 24–29. 0,5 п.л.

58. Направления синтеза учебных предметов филологического цикла // II Московские методические чтения–2009. Сб. научно-методич. м-лов. М.: «Русская школа», 2010. С. 124–131. 0,5 п.л.

59. О роли учебных задач «на ориентировку» в современном образовании // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 4 / Отв.ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 58–59. 0,1 п.л.

60. Обучение пониманию на текстовом материале сериала «Доктор Хаус» // Материалы конференции «Понимание в коммуникации-5»/ Сб. работ. М., 2011. С. 197–199. URL: http://www.mgpu.ru/download.php?id=11784 0,1 п.л.

61. Оценивание образовательных результатов по литературе средствами ЕГЭ // Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции (18–19 февраля 2011г.). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. С. 427–436. Тираж 300 экз. 0,5 п.л.

62. Проблемы семантизации неатрибутированного текста // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. Вып. 10. В 3 т. Т. 2. М.: МГПИ, 2011. С. 252–257. Тираж 500 экз. 0,35 п.л.

63. Типы ошибок при восприятии и понимании абсурдного художественного текста // Пятая международная конференция по когнитивной науке. 18–24 июня 2012 г., Калининград, Россия. Тезисы докладов. Том 1. С. 708–710. 0,175 п.л.

64. Опыт разработки диагностики чтения для «русской» PISA // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллективная монография по материалам XI научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С. Романичевой. Серия «Стратегии современного гуманитарного образования». Вып. 4. – М.: МГПИ, 2012. С. 202–207. 0,225 п.л.

65. Филология в задачах: М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени: Уч.-метод. пособие // М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 152 с. Тираж 500 экз. 7 п.л.

66. К установлению границ «коридора понимания» при разработке диагностики чтения // Ананьевские чтения–2012. Психология образования в современном мире: Материалы научной конференции, 16–18 октября 2012 г. / Отв. ред. Н.В. Бордовская. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. С. 314–316. 0,1 п.л.

67. О лингвистике каждого дня и для всех // Языкознание для всех: Материалы XVI Международной научно-практической конференции школьников 2012 г. – М.: Издательство ИКАР, 2012. С. 13–16. 0,21 п.л.

68. Качество чтения и понимания текстов // Чтение и читательские практики московских подростков: комплексное исследование / Российская государственная детская библиотека, отдел социологических исследований; Московский институт открытого образования, кафедра филологического образования; В.П. Чудинова, С.А. Шаповал, Е.А. Колосова, А.Ю. Губанова и др.; сост.: В.П. Чудинова. М., 2012. С. 69–94. 1,1 п.л.

69. Как преодолеть разрыв между российской и международной диагностиками чтения // Тенденции развития образования: Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию: материалы IX Международной научно-практической конференции. Москва. 17–18 февраля 2012 года. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. С. 254–262. 0,5 п.л.

70. Лингвистическое развитие школьников в аспекте психологии понимания // Лингвистическая работа со школьниками на уроках разных предметов и во внеурочном образовательном пространстве: Сб. ст. каф. языкознания МИОО и школ инновационной сети / Ред.-сост. О.Е. Дроздова. М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. С. 18–33. 0,2 п.л.

71. Семантическая структура слова «новояз» в русском языке // Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Тезисы секционных докладов XLII Международной филологической конференции (11–17 марта 2013 г). Секция 42. Стилистика: Динамические явления в языке. URL: http://phil.spbu.ru/Phil/news/events/xlii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-konferenciya 0,1 п.л.

Philologia.ru >> Список публикаций С. А. Шаповал
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster