Philologia.ru >> Приглашение к сотрудничеству
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

 

Работать над развитием науки хорошо, но сделать ее доступной людям не менее важно.
С.Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 5.

Господа когнитивисты, просим вашего внимания.

Этот сайт, по замыслу, располагается на стыке филологии и психодидактики. Чтобы "большая" филологическая наука стала "доступной людям", и прежде всего детям, нужна ее когнитивная обработка. Чуть подробнее об идее "Взрослой филологии в задачах" можно прочитать здесь.

Интуитивно ясно, что все великие филологи работают «одинаково». Но приемы обращения с текстом, те навыки, которыми владеет коллективный Гаспаров, Лотман, Бахтин etc, еще не описаны как система, и как это сделать, не очень ясно. Есть методика Л.Н. Ланды, которая заключается в наблюдении за работой экспертов, т.е. специалистов, в совершенстве чем-то владеющих (подробностей не знаю). Есть НЛП...

Можно попробовать «понаблюдать» за работой профессиональных филологов. Пока только один пример. М.Л. Гаспаров, статья «Фет безглагольный»: разбирается стихотворение А. Фета «Чудная картина...»:

Что мы видим? «Белая равнина» - это мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» - наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» - поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, а и простор безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далеких одинокий бег» - поле зрения опять сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной темной точке. Выше - шире - ниже - уже: вот четкий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. И он не произволен, а задан автором: слова «...равнина», «...высоких», «...далеких» (все через строчку, все в рифмах) - это ширина, вышина и глубина, все три измерения пространства. ...

Конец цитаты. Надо ли учить тому, что делает здесь филолог (а он подключает визуальный ряд)? Несомненно. Подтверждения того, насколько это важно для понимания художественного текста, можно привести как самые академически-научные (от Ю.И. Левина), так и самые «детские» (Яков Смоленский рассказывает об этом читателям «Мурзилки»).

Если бы когнитивные психологи откликнулись и помогли бы «вытаскивать» из филологических исследований технологии работы с текстом – то мог бы получиться по-настоящему профессиональный учебный курс. Очень хочется надеяться.

А то еще можно обсудить идею формирования филологического сознания (мышления). Если таковое существует. Если оно не окажется равным «просто» вербальному интеллекту. Если... ну и так далее. В самой дальней и заманчивой перспективе - создание профессиограммы (обобщенной эталонной модели успешного специалиста) филологической деятельности.

 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster