Philologia.ru >> Приглашение к сотрудничеству
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

 

... но лучше я не смог. Пусть кто-нибудь поставит еще одну заплату.
М.Л. Гаспаров. Записи и выписки, с. 243

Господа профессиональные филологи,

очень нужна ваша помощь.

Если вы прочитали, какой смысл мы вкладываем в термин «взрослая» филология и все же полагаете, что наука - это одно, а школа - совсем другое, то жаль. Но ничего не поделаешь. Мы просто вам завидуем: в филологической Касталии и вправду другой воздух.

Если же вы согласны с тем, что компетентный анализ (скажем, лотмановский) в большинстве случаев лучше, чем самостоятельные «находки» не всегда готовых к этому школьных педагогов, то просим читать дальше.

Мы не столько сочиняем задачки, сколько обрабатываем (и в этом тоже просим помощи - у когнитивных психологов) фрагменты лучших филологических статей, называя то, что получается, задачами. Чтобы на них человек мог учиться искусству (мастерству, ремеслу, работе) филологического анализа. Что значит «лучших»? Очень приблизительно: в нашем понимании «лучшие» - это те, что научили чему-то нас самих. Научили замечать то, чего мы не замечали раньше; или извлекать смысл из «неважных» элементов формы; или... В общем, научили Вас, уважаемый филолог, быть филологом, работать филологом. Может быть, идея «воспитания смены» стоит того, чтобы поделиться этим опытом?

Первые (насколько нам известно) задачки такого рода для школьников составлял В.П. Григорьев (одну можно посмотреть здесь). Во «взрослых» лингвистике и литературоведении (лингвистической поэтике) сама работа была бы невозможна без подбора материала, интересного для исследования, для сопоставления, для понимания. Примеры адаптации материала филологических исследований Ю.М. Лотмана и М.Н. Эпштейна приводятся в нашей статье в «Русской словесности».

Однако составлять задачки - дело хоть и увлекательное, но хлопотное и требующее времени. Вы можете помочь нам и более простым для вас способом.

Мы полагаем, что каждый филолог обладает уникальным (хоть в чем-то) знанием, и оно, в общем, в нем же и пропадает. То есть, разумеется, не пропадает, а находит отражение в его статьях.

И одна из самых больших проблем - за этими статьями уследить. Информации так много, что даже узкие профессионалы, бывает, узнают о чем-то важном в своей теме уже после того, как сдали статью в печать. Меня особенно поразил такой пример. В статье про сопоставление рассказов Чехова и «Повестей Белкина» (в частности, «Скрипки Ротшильда» с «Гробовщиком») в ссылке (!) выражена благодарность Н.А. Кожевниковой за указание статьи на сходную тему. Пропущенная статья называется «Литературные сопоставления как один из приемов анализа художественного текста» (под таким названием может оказаться какой угодно фактический материал), а название журнала - «Русский язык и литература в азербайджанской школе» (без комментариев). Откуда же простому учителю и даже менее простому составителю школьного учебника ЗНАТЬ ВСЕ? Идея и заключается в том, чтобы объединить ВСЕХ филологов в деле «разворачивания» задач: каждый может пополнить задачу своей гиперссылкой.

Это совсем не новая идея.

А. Устинов рассказывал: еще до Интернета американские слависты организовали общую сеть e-mail для профессиональных справок. Сразу поступили два запроса: откуда это: «Мы все глядим в Наполеоны» и «Одна, но пламенная страсть»?» (М.Л. Гаспаров. «Записи и выписки», с. 136).

...В процессе обсуждения идеи сайта мне сказали: «Ты что же, рассчитываешь, что весь филологический Рунет будет носиться сломя голову и искать для проекта ссылки?». Хорошо подумав, я ответила, что да, рассчитываю, но с одной важной поправкой: НЕ НАДО НИЧЕГО ИСКАТЬ! ВСЕ У КАЖДОГО УЖЕ ЕСТЬ!!

У кого в голове стихотворение Пастернака, упомянутое Пановым? Пришлите, поставьте ссылку! Где почитать про полемику «весьма компетентных читателей» о строках Фета ...серебряные змеи / Через дорогу поползли? Кто точно помнит фрагмент из Джером-Джерома? Мы приглашаем всех дополнять, уточнять, исправлять ошибки и т.п.

Для особо сложных текстов можно придумать раздел «Задачки без ответов». Здесь без помощи всего профессионального сообщества, мне кажется, совсем никак не обойтись.

 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster