Philologia.ru >> Самодостаточные филологические задачи (коротко)
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Коротко: что представляют собой эти задачи как особый жанр?

Самодостаточные филологические задачи

-- сделаны по образцу задач В.П. Григорьева и самодостаточных лингвистических задач А.Н. Журинского. Лингвистические задачи давно известны, они распространены в вузовском преподавании и в олимпиадной школьной практике. «Литературных» задач тоже много, но далеко не всякое задание, названное «задачей (по словесности, по литературе и т.п.)» может быть к ним отнесено;

-- похожи на самодостаточные лингвистические тем, что в них

  • ответ не достигается легко;
  • решающий может обосновать свой ответ;
  • не требуется предварительного прочтения целого художественного текста;
  • не требуется предварительного решения других задач;
  • решающий задачу только упорядочивает данную ему информацию, не обращаясь к специальным знаниям;
  • направлены не столько на получение знаний в соответствующей области, сколько на развитие лингвистического мышления и/или филологической компетенции;
  • ученику предоставлена возможность проверить правильность своего решения; «ответы» представляют собой развернутые рассуждения, иллюстрирующие ход решения;
  • предусмотрена возможность их «разворачивания» и достраивания, включения как в более широкий научный филологический контекст, так и в более широкий личностный – благодаря «встроенным» программам, стимулирующим решающего продолжить обучение;

-- с психологической точки зрения представляют собой гештальт-задачи и в той или иной степени моделируют условия творческого акта. Они отвечают следующим общепсихологическим требованиям: принципиальная доступность решения; целостность; целесообразность; проблемность. Профессиональное психологическое обоснование жанра познавательной задачи, учебной задачи, творческой задачи, проблемной задачи, лингвистической задачи есть база, на которой строится наше обоснование жанра;

-- с филологической точки зрения задачи являются имманентным анализом текста. Они направлены не на изучение какого-либо курса литературы, а на формирование механизмов квалифицированной работы с текстом.

Подробнее о специфике жанра самодостаточных филологических задач можно прочитать в статье из «Русской словесности», еще подробнее – в теоретическом разделе.

 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster