|
|
Сигналы бывают четырех типов. По крайней мере четырех. Чтобы лучше разобраться,
давайте отвлечемся сейчас от понятий «литература», «словесность», а тем
более от таких неопределенных, как «великая русская литература» или «духовность».
Попробуем быть материалистами.
Итак, перед нами текст. Вообще говоря, просто некоторый набор слов, как-то
автором соединенных и расставленных в определенном порядке. И все! И когда
мы читаем текст, то на нас действуют (подают нам сигналы)
- значения отдельных слов;
- соединения слов между собой;
- порядок слов;
- знаки препинания.
Думается, что все остальные сигналы идут «изнутри», от самого читающего,
а не от текста. (Впрочем, есть другое мнение: вне читателя никаких сигналов
никакой текст не подает. Кто хочет, может изложить свою точку зрения.)
Какие именно сигналы может подавать все перечисленное? Ну, например,
- значения отдельных слов могут говорить: «я слово книжное», или «я
слово экзотическое», или «а меня нет вовсе, я слово только что придуманное»,
или «я связано с деревней и тишиной», или «а меня употребляли так часто,
что я стало штампом» и так далее – бесконечное число индивидуальных
сигналов...
- соединения слов между собой могут говорить: «нам хорошо вместе»,
или вопить: «нас запрещено ставить вместе!», или перекликаться звуками,
или напоминать о прошлом тексте (если это цитата), или одно может подавить
значение другого – и много разных других отношений возможно между словами,
всё как у людей в семейной жизни...
- порядок слов на первый взгляд имеет меньше возможностей «сигналить»,
практически только две: «я нормальный» или «я необычный». Однако юмор
в том, что первый встречается очень, очень (поверьте), очень редко.
«Гладкий» синтаксис бывает только в учебниках грамматики. А разговорная
речь, и тем более художественная, почти всегда связаны с измененным
порядком слов, даже если это не бросается в глаза;
- знаки препинания подают много важных сигналов - содержательных и интонационных:
«здесь нужна пауза», или «эти два слова равны», или «ждите продолжения»...
Обидно только, что на сигналы «всяких там запятых» обращают меньше всего
внимания.
- отдельного разговора заслуживают сигналы несобственно-прямой
речи и особенно «чужого слова».
На первом этапе обращения с текстом главное - увидеть
подаваемый вам сигнал. То есть внимательность.
|
|