Philologia.ru >> Темы >> Покупать болото и соль
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Писательница спорит со священником о Святом писании.

- И все же следует признать, что Бог создал сначала мужчину, а потом уже женщину! - говорит священник.
- Не возражаю. И я использую такой же метод. Когда начинаю писать книгу, то набрасываю сначала черновик.

Этот анекдот играет на разной оценке идеи «сначала-потом». С одной стороны, первым быть хорошо. С другой стороны - дебют редко бывает удачным (вариант: часто бывает неудачным), это знают все, а лучше всех - Ираклий Андронников с его «Первый раз на эстраде».

Таким образом, идея престижности «я первый!» и идея «первого блина» вступают в конфликт, что и делает шутку интересной.

Священник исходил из логики Первый = Лучший; а писательница пошла по другому пути: Первый = Несовершенный. Между прочим, оба правы: в значении слова «первый» заложено и то, и другое.

Чтобы хорошо строить свои речи, надо учиться находить противоречия во всем, видеть в любом явлении такие его стороны, которые могут развернуть ситуацию в противоположную сторону, позволят истолковать «и так, и этак», а то и развернуть тему на 180 градусов. Одним из мастеров этого дела - Анахарсис, который «был учеником Солона и своей мудростью вызывал всеобщее удивление». М.Л. Гаспаров рассказывает:

Грекам казалось смешно, что скиф занимается греческой мудростью. Какой-то афинянин попрекал его варварской родиной; Анахарсис ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине». Смеялись, что он нечисто говорит по-гречески; он ответил: «А греки нечисто говорят по-скифски».

А вот как Анахарсис стал другом Солона.

Он явился к дому Солона и велел рабу сказать хозяину, что скиф Анахарсис хочет видеть Солона и стать ему другом. Солон ответил: «Друзей обычно заводят у себя на родине». <Стоп. Что стоит за этой фразой? Это вежливый отказ, не правда ли? По-другому: «Иди к себе на родину и там заводи себе друзей». Как этот отказ нейтрализовать?> Анахарсис сказал: «Ты как раз у себя на родине, почему бы тебе не завести себе друга?» Солону это понравилось, и они стали друзьями.

Способность рассматривать явление с разных сторон считается одной из важных характеристик интеллекта и называется гибкостью ума. Подход «с одной стороны» - «с другой стороны» есть подход подлинно диалектический.

Умение найти противоположное решение имеет самое прямое отношение к риторике. Вот Аристотель, фрагмент из второй части его «Риторики», где он рассуждает о топах - «общих местах», «которыми можно пользоваться в речи для построения энтимем», то есть для доказывания того, что тебе надо доказать. В начале § 23 сказано:

«...один топ заключается в понятии противоположном: нужно смотреть, есть ли для противоположного противоположное, уничтожая доказательство, если противоположное есть, таково, например, доказательство, что быть умеренным хорошо, так как быть невоздержанным вредно.

Дальше приводится примеры энтимем (рассуждений), основанных на противоположности. Читайте внимательно.

Так как по большей части случается, что за одним и тем же следует или что-нибудь хорошее, или что-нибудь дурное, то еще один топ заключается в убеждении или отсоветовании чего-нибудь, обвинении или защите, восхвалении или порицании, на основании его последствий, например, если сказать, что образование влечет за собой нечто дурное: человек делается предметом зависти - и нечто хорошее: он становится мудрым. Итак, не следует быть образованным, ибо не следует быть предметом зависти, однако следует быть образованным, ибо следует быть мудрым.

Дальше у Аристотеля есть пример, который особенно часто цитируют; так, он приведен в «Логическом словаре-справочнике» Н.И. Кондакова в статье «Дилемма»:

Одна жрица не позволяла своему сыну говорить политические речи, сказав: «Если ты будешь говорить справедливое, тебя возненавидят люди, а если несправедливое - боги». Но можно также сказать, что должно говорить такие речи, ибо, если ты будешь говорить справедливое, тебя полюбят боги, если несправедливое - люди.

Не правда ли, изящно? Будешь честным - тебя полюбят боги, но возненавидят люди. Будешь врать - возненавидят боги, зато понравишься людям. В любом случае задача оправдания того, чем ты занимаешься, решена. (Заметьте, мы говорим только о риторическом обосновании. Проблемы выбора, жизненной позиции и другие нравственные вопросы пока остаются за скобками.)

Продолжаем вместе с Аристотелем:

Это совершенно тождественно с пословицей: покупать болото и соль.

Неизвестно, есть ли эта пословица в современном греческом языке, не стала ли она историзмом, не ушла ли в прошлое вместе с каменной солью. Во всяком случае, комментаторы Аристотеля ее специально разъясняют:

Пословица предполагает, видимо, что вместе с полезной покупкой соли, обычно покупают никому не нужную грязь, от которой соль еще не очищена. По своему звучанию на греческом языке соль и болото близки (hals «соль», в вин.п. мн.ч. halas; helos «болото»). Таким образом, внешняя общность слов не мешает внутреннему различию.

Вот теперь разъяснился смысл названия этой риторической стратегии. По-другому это «единство противоположностей».

Один совет. То, чему вас здесь учат, называется называется риторикой или диалектикой. Или, по-старому, софистикой. Или, по-новому, диалогикой. Но вы должны быть готовы к тому, что это назовут демагогией. Ваше умение найти выход в любой сложной ситуации путем поворота ее на 180 градусов обязательно кем-то будет оценено как «выкрутился!» Отнеситесь к этому спокойно. Собака лает - караван идет. Усвоив суть и тренируясь на подручном материале, вы сможете сохранить лицо при любом развороте событий.

 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster