Philologia.ru >> Прикладная риторика: Предисловие и темы
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники
Философское обращение с речью - это какое-то немыслимое соединение равно антипатичных крайностей: легкомысленного баловства словом, достойного шарлатанов, и педантского крючкотворства и крохоборства, достойного сутяг и ярыг.
С.С. Аверинцев

Риторик сейчас так много, что глаза разбегаются. Однако такой, кажется, еще нет. Ее главная задача – прикладная. Мы предлагаем не изложение «античной риторики» или «неориторики», но приложение профессиональных знаний, накопленных в риторике, лингвистической прагматике, речевой коммуникации – «к жизни» современного человека.

Знаете ли вы, например, что рекомендации пособий МГУ относительно плана вступительного сочинения практически полностью совпадают с требованиями античного риторического канона? Ведь что такое хорошее сочинение? – Хорошее сочинение передает информацию о том, что вы блестяще знаете предмет, о котором пишете. Как минимум – вас нельзя уличить в том, что вы предмета не знаете, нельзя поставить оценку «тема не раскрыта». Сочинение (в том числе школьное, только об этом почти никто не говорит) – это информационный тип текста, и строится по тому же принципу, что реферат, курсовая работа, дипломная работа, диссертация.

Риторика – это «подход к обобщению действительности» (С.С. Аверинцев). Обратите внимание: не частная дисциплина, позволяющая научиться «говорить убедительно», но некоторый общий методологический принцип, подход, который помогает разобраться в этом мире и навести порядок в своей голове.

Иногда эту науку называют «метариторикой». (Это примерно то же, что теория творческого мышления.) А творческое мышление – оно и в науке, и в искусстве, и в Африке творческое мышление. Поэтому риторика универсальна.

Зачем человеку и обществу нужна риторическая культура?

«Cлепое подчинение жестокому, безумному или тривиальному тексту есть первый признак отсутствия такой культуры в человеке. Риторический всеобуч должен прежде всего открыть людям глаза на эту жестокость, это безумие, эту тривиальность, а затем научить их открывать рот, чтобы сопротивляться всему этому» (И.В. Пешков).

Поэтому курс «Прикладной риторики», когда он был еще лекциями, обязательно начинался со «Смыслового анализа текста». Невозможно научиться строить речь, если не умеешь ее понимать. За восприятие речи и за ее порождение отвечает один и тот же механизм. «Смысловой анализ текста» стал на сайте отдельным разделом.

Список задач, имеющих отношение к разделу «Прикладная риторика», можно найти в конце теоретической статьи по теме.

На большинство перечисленных тем можно прийти по ссылке после решения той или иной задачи.

ТЕМЫ

I. Общее представление о риторике

  • О роли личности в риторике
  • Практическая ценность риторики
  • Смыслы термина «риторика»
  • Место риторики среди филологических дисциплин
  • Риторика и софистика
  • О терминах внутри риторики
  • Состав античной риторики
  • Античная риторика как система
  • Риторика как подход к обобщению действительности

II Инвенция. Эвристические стратегии

  • Покупать болото и соль
  • Аналогизирование
  • Метафора как изобретение
  • Редукцио ад абсурдум
  • Комбинирование
  • Схема многоэкранного мышления
  • Анамнезис
  • Стратегии охоты
  • Другие творческие стратегии

III. Диспозиция

  • План любого сочинения: риторический канон
  • Проблема эссе
  • Рубрикация
  • Законы мышления и законы языка
  • Приемы и уловки
  • Доказательства.
  • Аргументация
  • Начала
  • Заключения

IV. Элокуция

  • Ориентация на получателя речи
  • Контекст
  • «...От увертюры слышу!»
  • Стилистика письменной речи
  • Переводы с русского на русский

V. Мемориа

  • О месте раздела "Мемориа".Знать или помнить?
  • Приемы запоминания слов
  • Запоминание рядов слов
  • Приемы запоминания чисел
  • Запоминание стихов, цитат, авторских формулировок

VI. Риторический синтез. Акцио

  • Нужно готовиться или можно импровизировать?
  • Проблема собственного мнения
  • Экспертная оценка чужого текста: «Вмиг по речи те спознали...».
  • Пишем сочинение вместе
  • «Тетрадь для сочинений ученика 11 кл. Шарикова П.П.»
 
 

На главную | Как учиться по сайту | О сайте
Смысловой анализ текста | Основы лингвистической поэтики | Прикладная риторика
Архив новостей | Приглашение к сотрудничеству | Теория учебника

От автора | Webmaster