Philologia.ru >> Задачи >> Наш ответ Посидиппу
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Эта задачка – из немногих, для решения которых требуется предварительно что-то прочитать.

Если вы пришли сюда по ссылке с темы «Рубрикация», все в порядке, решайте.

Если нет – прочитайте вначале, что представляет собой эпиграмма Посидиппа. Об этом рассказывается в теме Рубрикация. Иначе ничего не будет понятно.

С.С. Аверинцев пишет, что эпиграмма Посидиппа

вызывает на дальнейшее состязание с ней, как бы намечая заранее ход, который может использовать будущий соперник. В самом деле, «пессимистический» текст уже несет в себе как собственную импликацию свою «оптимистическую» обратимость.

Смотрите: в «исходной» эпиграмме сказано, что в жизни «на площади» есть неуютность, а в жизни «дома» – тесная безвыходность забот. Но ведь эти два «антонима» легко могут быть «обменены» друг на друга! Раз в жизни «на площади» нет уюта, значит, уют есть в жизни «дома», разве не так? Если в жизни «дома» – тесная безвыходность забот, значит, выход из тесноты – в жизни «на площади». ...

и та же прозрачная логическая операция может быть проделана с остальными пятью парами противоположностей.

«Оптимистический» антитезис уже задан в самом «пессимистическом» тезисе. Напрашивающаяся возможность должна была быть реализована, и она была реализована – через семь столетий.

Прежде чем вы прочтете эту реально существующую «оптимистическую» ответную эпиграмму, попробуйте написать ее сами. Это действительно очень просто. Пользуйтесь «инструкциями» С.С. Аверинцева.

Решение и комментарии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Philologia.ru >> Задачи >> Наш ответ Посидиппу
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Решение и комментарии

Рассказывает С.С. Аверинцев:

Эпиграмматист IV в. н.э. Метродор, известный как автор математических задач в стихах, написал ответ, разумеется тоже десятистишный и вообще строжайше воспроизводящий логико-синтаксическую структуру образца <...>;

ответ этот дан в Палатинской антологии рядом с первой эпиграммой, чтобы читатель насладился их параллелизмом.

К эпохе Метродора упадок общественной жизни в Греции сменился общим кризисом средиземноморской цивилизации; но «пессимистическая» эпиграмма уже была написана, и Метродору просто ничего другого не оставалось, как быть «оптимистом».

Как же он пишет свое сочинение на заданную тему?

Мы слышим, что,

во-первых,
(1) в публичной жизни «на площади» есть «слава и разумные дела», т.е. выход из отупляющей узости домашних работ, а зато
(2) в приватной жизни «дома» есть «покой», т.е. укрытие от тревожной неуютности площади;

во-вторых,
(1) земледельцу улыбается «милость Природы», а
(2) мореплавателю – быстрое обогащение, так что первый избавлен от авантюрных тревог второго, а второй – от монотонных трудов первого;

в-третьих, на чужбине
(1) состоятельный имеет «известность», а зато
(2) безвестность неимущего укрывает его от бесчестия;

в-четвертых,
(1) женатый имеет «наилучшее устроение дома», а зато
(2) холостяку вольнее живется;

в-пятых,
(1) дети – предмет любви, а
(2) бездетность – жизнь без забот;

в-шестых,
(1) молодые люди сильны, а
(2) седые головы благочестивы.

В заключение воспроизводится сентенция, служившая итогом первой эпиграммы, но только с отрицанием: «нет, не нужно желать одного из двух – или не рождаться, или умереть». Так инверсия первой эпиграммы доведена до конца.

Итак, с помощью примера С.С. Аверинцева мы рассмотрели две равноправные и антонимичные «классификации жизненных возможностей». Подобным же образом может быть создан «классифицирующий каталог» абсолютно любого явления.

Чтобы вы, как и читатель Палатинской антологии, могли насладиться параллелизмом, дадим «Ответ» Метродора рядом с первой эпиграммой – Посидиппа.

 
 
Посидипп
Метродор
1. Жизнь вообще может быть (1) публичной, т.е. протекать «на площади» «склоки и неприятные хлопоты», т.е. отсутствие уюта, «слава и разумные дела», т.е. выход из отупляющей узости домашних работ
(2) приватной, т.е. протекать «в доме», «заботы», т.е. отсутствие выхода из круга бесславных повседневных дел. «покой», т.е. укрытие от тревожной неуютности площади
2. Добывание средств к жизни может быть связано (1) с земледелием «вдосталь маяты» улыбается «милость Природы», избавлен от авантюрных тревог
(2) с торговым мореплаванием риск и тревога быстрое обогащение, нет монотонных трудов
3. По своему имущественному статусу (1) состоятельным навлекает опасности имеет «известность»
(2) неимущим тяготы безвестность укрывает его от бесчестия
4-5. По своему семейному положению (1) женат лишен беззаботности имеет «наилучшее устроение дома»
(2) холост страдает от одиночества вольнее живется
(1) имеет детей дети – это беспокойство дети – предмет любви
(2) бездетен отсутствие детей – уродство жизнь без забот
6. По своему возрасту (1) молод молодость сопряжена с неразумием молодые люди сильны
(2) стар седина сопряжена с немощью седые головы благочестивы
Вывод   «желать можно одного из двух – или не рождаться, или умереть немедленно по рождении» «нет, не нужно желать одного из двух – или не рождаться, или умереть»

Этот забавный пример имеет прямое отношение еще к одной важной теме – к риторической стратегии Покупать болото и соль.

Назад к задаче

 
 
От автора | Webmaster