Philologia.ru >> Задачи >> Типы комментария
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Чичиков дома у Плюшкина, рассматривает жуткий тамошний беспорядок. Гоголь все это описывает. А Абрам Терц (Андрей Синявский) комментирует. Прочитайте, получите удовольствие.

Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. (Какая нелепая и безграмотная фраза, но как «из-под нее» мы пролезаем в дверь, чтобы уже не выйти!) Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро (углубляемся), выложенном перламутною мозаикой (еще углубляемся), которая местами уже выпала и (входим дальше) оставила после себя желтенькие желобки (еще и еще дальше), наполненные клеем, лежало множество всякой всячины (на таком испещренном бюро много чего поместится): куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон (для переклички с яичком), весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами (успел-таки пересчитать!), накрытая письмом (значит, под письмом углядел трех мух!), кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера (ну и счетовод этот Чичиков!), запачканные чернилами, высохшие как в чахотке (перья тогда были гусиные), зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов. (А вот и фpaнцузы— живопись вписывается в общую кучу или нашествие вещей.)

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин (между прочим, не так уж бестолково — куча кучей, но Гоголь довольно логичен и упорядочен в организации своего беспорядка в духе барочной композиции с ее неустойчивым равновесием форм, мысля предметы живописными группами, перекличкою объемов и пятен), длинный пожелтевший (как зубочистка, которой ковыряли до нашествия французов) гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах (разумеется, французы) и тонущими конями (еще бы не потонуть в этаком море!), без стекла, вставленный (кто это вставленный?— ах, да, гравюр!) в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками (а эта зачем еще?—наверное, классический натюрморт, по образцу и по контрасту с которым строится собственный, гоголевский), изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку (а почему она так висит, мы сейчас увидим). С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк (у Гоголя непременно в одном сидит другое).В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно (устал перечислять вещи и перешел на кучное описание), ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки (тоже кокон); заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога (земля, самый низ земли). Никак бы нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существа (но оно сейчас и покажется, из этой пыли, из кокона материи — червяк-человек), если не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе». (После чего, естественно, и появляется хозяин-колпак, Плюшкин.)

Попробуйте расклассифицировать комментарии. Они разных типов. Каких?

Если текст отвлекает, посмотрите эти комментарии в "чистом" виде.

Решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Philologia.ru >> Задачи >> Типы комментария
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Комментарии

Итак, "убираем" весь текст и оставляем только комментарии. Вот что получилось.

(Какая нелепая и безграмотная фраза, но как «из-под нее» мы пролезаем в дверь, чтобы уже не выйти!)

(углубляемся),

(еще углубляемся),

(входим дальше)

(еще и еще дальше),

(на таком испещренном бюро много чего поместится):

(для переклички с яичком),

(успел-таки пересчитать!),

(значит, под письмом углядел трех мух!),

(ну и счетовод этот Чичиков!},

(перья тогда были гусиные),

(А вот и фpaнцузы— живопись вписывается в общую кучу или нашествие вещей.)

(между прочим, не так уж бестолково — куча кучей, но Гоголь довольно логичен и упорядочен в организации своего беспорядка в духе барочной композиции с ее неустойчивым равновесием форм, мысля предметы живописными группами, перекличкою объемов и пятен),

(как зубочистка, которой ковыряли до нашествия французов) (разумеется, французы)

(еще бы не потонуть в этаком море!),

(кто это вставленный?— ах, да, гравюр!)

(а эта зачем еще?—наверное, классический натюрморт, по образцу и по контрасту с которым строится собственный, гоголевский),

(а почему она так висит, мы сейчас увидим).

(у Гоголя непременно в одном сидит другое).

(устал перечислять вещи и перешел на кучное описание),

(тоже кокон);

(земля, самый низ земли).

(но оно сейчас и покажется, из этой пыли, из кокона материи — червяк-человек),

(После чего, естественно, и появляется хозяин-колпак, Плюшкин.)

Назад к задаче

Решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Philologia.ru >> Задачи >> Типы комментария
На главную
Задачи
Темы
Тексты
Источники

Решение

Самая простая группа - комментирование хода восприятия текста: (углубляемся), (еще углубляемся), (входим дальше), (еще и еще дальше). Можно сказать, что критик, как человек опытный, ведет читателя за руку: "осторожно, здесь ступенька". Иногда это, действительно, прямые предупреждения о том, что будет дальше: (а почему она так висит, мы сейчас увидим), (но оно сейчас и покажется, из этой пыли, из кокона материи — червяк-человек), (После чего, естественно, и появляется хозяин-колпак, Плюшкин.)

Вторая группа - "естественные" читательские ощущения и эмоциональные реакции: (на таком испещренном бюро много чего поместится), (успел-таки пересчитать!), (еще бы не потонуть в этаком море!).

Третья - комментарии к разворачиванию текста: например, как построена фраза (Какая нелепая и безграмотная фраза, но как «из-под нее» мы пролезаем в дверь, чтобы уже не выйти!), (кто это вставленный? - ах, да, гравюр!), (устал перечислять вещи и перешел на кучное описание).

К промежуточной между 3 и 4 группами можно отнести замечания насчет того, для чего в тексте появляется то или иное слово, то есть для чего дана та или иная деталь: (для переклички с яичком), (А вот и фpaнцузы - живопись вписывается в общую кучу или нашествие вещей), (как зубочистка, которой ковыряли до нашествия французов), (а эта зачем еще? - наверное, классический натюрморт, по образцу и по контрасту с которым строится собственный, гоголевский).

В четвертой группе - попутная характеристика гоголевского стиля, манеры: (между прочим, не так уж бестолково - куча кучей, но Гоголь довольно логичен и упорядочен в организации своего беспорядка в духе барочной композиции с ее неустойчивым равновесием форм, мысля предметы живописными группами, перекличкою объемов и пятен), (у Гоголя непременно в одном сидит другое).

Пятая группа - материалы к характеристике героя: (успел-таки пересчитать!), (значит, под письмом углядел трех мух!), (ну и счетовод этот Чичиков!).

Шестая - комментарии для читателя, который может чего-то не знать (перья тогда были гусиные), (тоже кокон).

Неясными остались два случая: (разумеется, французы) и (земля, самый низ земли).

Если кто сможет классифицировать точнее - милости просим, напишите. Например, есть ли смысл объединить первую и третью группу - или они все-таки разные?

Назад к задаче

 
 
От автора | Webmaster